Меню
16+

Пуирское сельское поселение

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Профилактика коррупционных правонарушений и преступлений

Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований.

Нельзя не отметить, что в последний период на фоне складывающейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции в различных сферах жизнедеятельности, которая снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство.

Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечёт за собой дополнительные затраты в экономической сфере, а также и для населения. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции в системе функционирования государственных институтов и прежде всего, в управлении. Вместе с тем, опасность негативной трансформации государственного управления, связанного с проявлениями коррупции, заключается также в том, что государственные служащие, помимо выполнения управленческих функций, несут большую социальную ответственность перед обществом, социальными группами, гражданами за выполнение стоящих задач.

Диапазон способов противодействия коррупции широк при помощи правовых мер: формирование антикоррупционного правосознания, создание и реализация законодательства, карающего коррупционные правонарушения, учреждение органов, ответственных за проведение антикоррупционной политики, конструирование антикоррупционного законодательства и др.

Результаты проводимых исследований показывают, что эффективность деятельности государственных органов во многом зависит от уровня применения современных кадровых технологий, которые позволяют выявлять и пресекать факты коррупционных проявлений. Среди их следует выделить:

- назначение на должность государственной службы осуществлять по итогам проведения конкурса на замещение вакантных должностей;

- содействие должностному росту государственных служащих;

- формирование и использование кадрового резерва для замещений вакантных должностей государственных служащих;

- оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих посредствам проведения аттестации и квалификационного экзамена;

- ротация государственных служащих и другие.

Поэтому проблемы противодействия коррупции при осуществлении кадровой политики стали одними из самых актуальных в системе государственного управления не только в России, но и других государствах, что находит своё отражение в международных и в национальных нормативных правовых актах.

Так, в принятой 31 октября 2003 года Конвенции «Организации Объединённых Наций против коррупции» во второй главе, касающейся мер противодействия коррупции, отмечается, что кадровая сфера деятельности должна:

Создавать, поддерживать и укреплять такие системы приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и других, не избираемых публичных должностных лиц, какие:

a) основываются на принципах эффективности и прозрачности и на таких объективных критериях, как безупречность работы, справедливость и способности;

б) включают надлежащие процедуры отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются особенно уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротации, в надлежащих случаях, таких кадров на таких должностях;

в) способствуют выплате надлежащего вознаграждения и установлению справедливых окладов с учетом уровня экономического развития Государства-участника;

г) способствуют осуществлению образовательных и учебных программ, с тем, чтобы такие лица могли удовлетворять требованиям в отношении правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций, а также обеспечивают им специализированную и надлежащую подготовку, с тем, чтобы углубить осознание ими рисков, которые сопряжены с коррупцией и связаны с выполнением ими своих функций.

Для организации противодействия фактов коррупции в органах власти в соответствии с Указом Президента РФ были сформированы подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы в федеральных государственных органах, на которых были возложены следующие функции:

- обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

- принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;

- обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;

- оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- обеспечение реализации федеральными государственными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

- организация правового просвещения федеральных государственных служащих;

- проведение служебных проверок;

- обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с федеральной государственной службы;

- обеспечение проверки достоверности и полноты сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуниционной сети "Интернет" на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать;

- подготовка указанными подразделениями кадровых служб (их должностными лицами) в соответствии с их компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции;

- взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

Антикоррупционные требования к государственным и муниципальным служащим:

Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны:

- представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

- о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на которых размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать;

- порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В обязанность государственных и муниципальных служащих входит уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений:

- государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

- уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного или муниципального служащего;

- невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности об уведомлении, о случае коррупционного предложения, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем важным фактором противодействия коррупции в органах государственной власти и муниципального управления является формирование в государственном органе нетерпимого отношения к коррупционному поведению гражданских служащих, которое имеет цель создание такой атмосферы в коллективе, при которой коррупционные действия сотрудников выглядели бы аномальным явлением, заслуживающим всяческого порицания. Это отвечает требованиям п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Направления формирования в государственном органе нетерпимого отношения к коррупционному поведению гражданских служащих осуществляются:

- обеспечением личной примерности руководителя;

- правовым воспитанием государственных гражданских служащих;

- публичные осуждения лиц, совершивших проступки, связанных с коррупцией;

- проведение публичных информационных мероприятий с участием представителей общественных организаций, средств массовой информации для обсуждения проблем и мер по противодействию коррупции, обобщения и распространения передового опыта антикоррупционного поведения в органах государственной власти.

К указанным мероприятиям можно отнести слушания, семинары, круглые столы, конференции.

Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции

1. Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере и включающих в себя:

а) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

б) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных соглашений;

в) обеспечение выявления и предупреждения фактов коррупции и повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

г) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;

д) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения;

е) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах;

ж) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

944